Жилье для ветеранов боевых действий: мифы и реальность

Часто ветераны боевых действий задают вопрос о возможности получения жилья. Ответ на данный вопрос вряд ли утешит и обнадежит.

Как мы писали ранее, различным категориям ветеранов предоставляются различные льготы: этот принцип характерен и для жилищной сферы.

В настоящее время это зависит от того, к какой из трех вышеназванных групп относится ветеран боевых действий, и каков период постановки на учет в качестве нуждающегося.

Кто успел встать в очередь, тот и может получить жилье.

Если речь идет о первой группе ветеранов, то в отношении них предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, если они встали на учет до 1 января 2005 года, в порядке, предусмотренном статьей 23.2 Закона о ветеранах.

Это означает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем нуждающихся ветеранов боевых действий (наряду с другими категориями нуждающихся, например, инвалидами войны, участниками Великой Отечественной войны). Во исполнение этого предписания Закона о ветеранах органы государственной власти субъектов РФ принимают собственные нормативные правовые акты, которые определяют, в какой форме осуществляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем. Например, в Красноярском крае действует Закон от 25 марта 2010 г. “О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий”, в котором говорится, что социальная поддержка по обеспечению жильем названных в Законе граждан предоставляется в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан (статья 5).

Финансирование связанных с этим расходов осуществляется в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета. Учитывая то обстоятельство, что в Законе, наряду с ветеранами боевых действий, названо еще несколько категорий нуждающихся граждан, можно предположить, что обеспечение такими социальными выплатами происходит, мягко говоря, не так быстро, как этого хотелось бы.

Подобная ситуация складывается и в других субъектах Российской Федерации. Так, в Самарской области действует Закон Самарской области от 11 июля 2006 г. № 87-ГД (в редакции от 23 марта 2010 г .) “Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области”, который устанавливает условия предоставления нуждающимся гражданам жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. При отсутствии такого помещения гражданам в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Однако надо заметить, что это положение областного Закона распространяется только на ветеранов боевых действий, относящихся к первой группе, т. е. на тех, кто принимал участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в других государствах, а также принимал участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.

В Москве до недавнего времени действовали положения о предоставлении некоторым категориям ветеранов безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений. В 2010 г. законодательство Москвы обновилось – был принят Закон от 27 января 2010 г. “Основы жилищной политики города Москвы”, в котором ветераны боевых действий, участвующие в событиях на территории других государств (т. е. первая группа ветеранов боевых действий), упоминается только один раз. В частности, статья 68 предусматривает, что жилые помещения в домах учреждений социального обслуживания в приоритетном порядке предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий на территории других государств.

Кто из первой группы не успел, тот опоздал.

Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т. е. с учетом положений главы 7 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. При этом никаких преимуществ ветеранам боевых действий названный Кодекс не устанавливает, что достаточно странно, но вполне логично.

Для ветеранов второй и третей групп все еще хуже.

Если говорить о жилищных проблемах ветеранов боевых действий, относящихся ко второй группе, то следует констатировать, что в отношении них действует положение, закрепленное Законом о ветеранах, об обеспечении жильем при наличии у ветерана инвалидности и только в том случае, если он выселяется из занимаемого служебного жилого помещения (и опять же, в случае, если ветеран встал на учет до 1 января 2005 года). Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

И, наконец, Закон о ветеранах не содержит каких-либо положений об обеспечении жильем третьей группы ветеранов боевых действий. Это значит, что в отношении них вообще никаких жилищных льгот не установлено.

Справедливо ли такое отношение российского государства к тому, кто за него воевал и проливал кровь, – пусть решит читатель.

Петрова Елена Ивановна, к. ю.н. заведующая кафедрой трудового и экологического права Юридического института Сибирского федерального университета