Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут получить социальное жильё от государства. Кто входит в эту категорию нуждающихся? Как получить социальное жильё?
Кто может стать в очередь на получение жилья
Вопросы предоставления социального жилья нуждающимся регулируются Жилищным кодексом РФ. В нём говорится, что на получение такого жилья вы можете претендовать, если соответствуете следующим условиям:
- являетесь гражданами РФ (для семей, где один из супругов – иностранец, правила предоставления жилья отличаются в разных регионах, семьям без гражданства РФ социальное жилье не положено);
- получили статус малоимущей семьи;
- признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- непрерывно зарегистрированы в своем населенном пункте в течение 10 лет, из них 5 лет – по нынешнему адресу проживания (для некоторых регионов сроки могут отличаться);
- в течение пяти последних лет не совершали никаких специальных действий, которые ухудшили ваши жилищные условия (прописывали посторонних лиц, меняли квартиру на меньшую по площади).
Если с тремя из перечисленных пунктов всё более-менее ясно, то получение статуса малоимущей семьи и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – вопросы, требующие пояснения.
Как получить статус малоимущей семьи?
Для получения такого статуса вам нужно обратиться в органы соцзащиты по месту жительства. В разных регионах условия будут разными. Органы соцзащиты при определении статуса учитывают официальные суммарные доходы всех членов вашей семьи (зарплата, пенсия, алименты, доход с банковского вклада и т. д.) и стоимость недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в их собственности. Эти сведения предоставляет Росреестр и другие органы, регистрирующие соответствующее имущество. Справки должны будете получить вы сами. Если имущество нигде не зарегистрировано, оно не будет учтено.
После проверки всех данных сотрудники соцзащиты определяют, имеет ли возможность ваша семья в течение 20 лет приобрести квартиру на свои средства. Для этого сумма возможных ваших накоплений за указанный срок и стоимость имеющегося у вас имущества сравнивается с ценой жилья необходимого вам метража в вашем регионе. Только в том случае, если двадцати лет вам будет не хватать для покупки квартиры, вы получаете статус малоимущего, о чём вам выдается официальный документ. А вот в ситуации, когда ваша семья имеет низкий доход, но обладает, допустим, дачей, гаражом и автомобилем, вас могут не причислить к малоимущим.
Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?
Для того, чтобы встать в очередь на получение жилья, статуса малоимущего недостаточно. Необходимо ещё быть нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении жилья. Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях приведены в статье 51 ЖК РФ. Эти требования достаточно часто редактируются.
На 2016 год вы будете признаны нуждающимся в жилых помещениях по социальному найму, если:
- не являетесь собственником жилья или нанимателем жилья по договору социального найма, или членом их семьи (то есть, не имеете жилья в собственности и по социальному найму, а снимаете жильё по коммерческому найму или живёте в общежитии);
- являетесь нанимателем социального жилья или членом его семьи, но в вашей квартире площадь проживания, приходящаяся на одного человека, ниже нормы для региона;
- ваше жильё не соответствует санитарным нормам или нормам безопасности ( аварийное, подлежащее сносу и т. д.);
- вы живёте в квартире, где проживает несколько семей, и в одной из них есть больной, проживание с которым по медицинским показателям невозможно (существует специальный установленный перечень таких заболеваний).
Существует несколько норм жилья, по величине они разные. При признании нуждающимся и постановке на учёт применяется учётная норма жилья, которая отличается по регионам. Например, для Москвы это 15 кв. м. для коммуналок и 10 кв. м. для отдельных квартир, для Омска -15 кв. м. Ярославля – 12 кв. м. Воронежа -11 кв. м.
Если у вас или членов вашей семьи есть жильё по нескольким договорам соцнайма, то уровень вашей обеспеченности квадратными метрами высчитывается с учётом всех этих площадей.
Перечень документов, представляемых для постановки на учёт
- заявление о постановке на учёт, подписанное всеми членами семьи;
- документы, удостоверяющие личность заявителей и семейные отношения, а также идентификационные коды членов семьи;
- справка из Росреестра о наличии или отсутствии у членов вашей семьи жилья в собственности;
- справка из налоговых органов о доходах, выписки с банковских счетов;
- документы, подтверждающие льготы, если они имеются.
В различных регионах в конкретных случаях могут понадобиться и другие документы.
После подачи заявления о постановке на учёт
В течение месяца Департамент жилищной политики принимает решение о постановке семьи на учёт, о чём извещает заявителя. После вы должны ежегодно предоставлять сведения о материальном положении и бытовых условиях. В случае, если они улучшатся, из очереди на получение жилья вас могут исключить.